Автор статьи: Стрек Юрий Михайлович
руководитель проекта АСКУЭ "Ресурс"
Председатель ТСЖ, №11 2017
PDF версия (1,12 Mб)
Снизить расходы на отопление и ГВС, наладить эффективный контроль расходования воды и электроэнергии, автоматизировать громоздкий бухучет для каждого собственника так, чтобы каждую сумму в платёжке можно было легко проверить! Об этом, без преувеличения, мечтает каждый многоквартирный дом. Вот и в Правительстве РФ все чаще звучат призывы к современному цифровому ЖКХ и скорейшему переходу на удаленный контроль платежей через Wi-Fi. Столица России всегда была в авангарде этих новаций, и накануне очередного форума редакция обратилась к производителям отечественной автоматизированной системы коммерческого учета энергоресурсов (АСКУЭ) НВП "Болид" с вопросом: а насколько активно наши ТСЖ и ЖСК используют российские приборы и программные продукты. И узнали, что АСКУЭ для московских кооперативов - вовсе не диковинка, а скорей - повседневная рутина.
Митино – особый район Москвы. Ничего похожего на обычный "спальник": плотная застройка, мощная инфраструктура. До начала 90-х Митино было типичным подмосковным городком (в состав Москвы вошел в 1985 г.), однако уже в 1991-м здесь начался настоящий градостроительный бум.
Прекрасная экология и близость к МКАДу сделали Митино центром кооперативной застройки. Причем не стихийной, а очень даже продуманной: по решению Мосгорисполкома были созданы последние "советские" кооперативы, куда предприятия бывшего СССР направляли своих очередников.
ЖК "Союз-27" - как раз из числа таких. Жилищные кооперативы были созданы по инициативе Юрия Лужкова, с привлечением средств предприятий из фонда соцкультбыта. Бюджетники разных ведомств, депутаты первого созыва ГД РФ в 1992-1995 г.г. активно заселяли здесь новенькие панельки улучшенной планировки. Так 25 лет назад инженер-строитель Трофимова Людмила Анатольевна и переехала в Митино из Бирюлёво. Сегодня она – председатель своего ЖК, опытный и искушенный в управлении МКД специалист. Именно этот дом нам рекомендовали как удачный опыт внедрения АСКУЭ, и вообще – благополучный и уютный дом.
- Расскажите, как Вы относитесь к новым веяниям в Правительстве – перевести всю коммуналку на удаленное цифровое управление?
- Скажу, что они немного припозднились с этой идеей - разнообразная автоматизация давно работает в многоквартирных домах, особенно - под управлением ЖК. У нас в Митино много кооперативов, членами которых были не гастарбайтеры и не "серые инвесторы". К примеру, наш кооператив сложился из очередников районов и предприятий: "Мосэнерго", Министерства Обороны, Метрополитена, Управление КГБ, "Главмосстрой", "Моспромстрой", "Главмоспром", "Мосавтотранс", "Мосторг", "Мосбыт" в 1991 году. Я сама работала инженером в техническом отделе "Мосэлектробытторга", базовая специальность – инженер-строитель. А первым председателем правления у нас был опытный управленец из МПО "Мосэнерго" Николаев А.С.
- А большое было Правление?
- Всегда было 5 человек, но на окладе – только председатель и бухгалтер. В правление выбирались члены кооператива имеющие строительные специальности, а именно инженера строители, сантехники, электрики, лифтовики. Я долго работала на общественных началах. Работы было много, очень сложные были вопросы, от канализации до кровли. Но это же для себя, не для кого-то. У нас и сантехник свой был в доме из числа членов правления ЖК, и бухгалтер свой, и другие специальности.
- Припомните самые трудные для Правления проблемы, кроме, конечно, финансовых.
- Вот как раз с финансами у нас в ЖК всегда было нормально, хотя члены кооператива – люди небогатые, так как многим членам кооператива квартиры были оплачены предприятиями. Правление работает как координатор и контролёр, так было всегда. Самые трудные годы – как у всех, сразу после ввода в эксплуатацию. Я говорила, что первый председатель правления был из "Мосэнерго", он принимал дом, подписывал акт, и многое "проглядел". Первые неприятности начались из-за кровли, вернее – из-за ее отсутствия. Проект нашего дома - П-44, экспериментальный, крыша с открытыми швами. А покрытия вообще никакого не было, по проекту. Причем разработал его МНИИТЭП по заказу Правительства Москвы. Я потом их спрашивала – как такое возможно? Мне ответили – "новые веяния"... Подразумевалось, что изнутри все швы будут тщательно заделаны. Но, разумеется – сразу начались протечки, 17-й этаж сильно от них страдал. В 1995 мы собрали средства с жильцов средства, залили в два слоя гудроном всю кровлю и заделали все швы между плитами. А сверху еще бликоотражающий слой стеклогидроизола. Также дом был экспериментально спроектирован с открытыми межпанельными швами. Изо этого в квартирах было очень холодно. Было принято решение нанять организацию и заделать межпанельные швы. За 25 лет мы только дважды объявляли дополнительный сбор средств на текущий ремонт. Фактически – на устранение проектировочных и строительных дефектов.
- И больше не было необходимости, никаких проблем?
- Технические проблемы возникают постоянно, однако мы всегда обходились статьей, которая у нас в платежном документе называется "взносы на уставную деятельность" и "резервный фонд", раньше это именовалось членскими взносами. Эти деньги предназначены на зарплату сотрудникам ЖК и налоги. Ни у кого из жильцов это не вызывает возражений, потому что среди кооперативов Москвы это в порядке вещей, фактически – целевой сбор.
- В ТСЖ такое – редкость, другая философия. В товариществе собственники платят пропорционально своим квадратным метрам и только за эксплуатацию по ставке Правительства Москвы, а если позволят себе что-то сверху – тут же лишаются дотаций. Но вы обещали рассказать о других технических проблемах дома.
В 2010-м стало ясно, что у нас большая беда с канализацией: постоянные засоры, невообразимая вонь в подвале. Мы сделали телескопию и выяснили, что при строительстве наша главная "чугунка" была разбита. Но к тому времени у нас на счету уже были средства, и обслуживающая компания быстро устранила повреждение. Откуда средства? Дело в том, я уже где-то на третьем году своего председательства обратила внимание, что смета не вырабатывается полностью. Решили пересчитать смету техобслуживания, и обнаружила: что из ежемесячных 130 тысяч, которые мы им перечисляли, они редко отрабатывают на всю сумму… Тогда, согласно дополнительному соглашению из сметы была убрана плата за техническое обслуживание дома. Это позволило самостоятельно решать какие работы необходимо производить.
- И что же, вы стали платить меньше обслуживающей организации?
- Да, так как разницу, тысяч примерно по сорок в месяц, стали откладывать. И расходовать на необходимые ремонты. Нам это пригодилось не раз и не два! Также согласно Постановлению РФ с 2004 года по 2011 год был создан фонд капитального ремонта, который являлся накопительной базой. После канализации в 2011-м возникла проблема с пожарной сигнализацией, которая была установлена в доме еще в 1992 году и давно морально устарела. Но самое ужасное, что она стала самопроизвольно срабатывать - и каждые пятнадцать минут у нас сирена на всю округу…
- А отключить нельзя?
- Как отключить сигнализацию? А если пожар! Словом – пришлось нам опять смотреть техническую документацию, изучать возможность модернизации системы дымоудаления. Нашли фирму ООО "Сервис Систем Безопасности", которая взялась за эту работу, попросила у них смету. Также посмотрели и побеседовали с председателями жилищных кооперативов, где уже были установлены новые противопожарные системы. И так как об этой фирме отзывы были хорошие, решили заключить договор на установку. Также просчитали финансовые возможности, согласно предъявленной смете. Выяснилось, что сумма договора вполне нам по силам, и мы решили сделать всё основательно – проложили новую "малоточку" по всему дому. А когда ребята уже заканчивали эту работу, они предложили нам – а не хотите на основе новой сети установить АСКУЭ? И оборудование предложили самое надежное - оборудование НВП "Болид"…
- И как, довольны Вы результатом?
- Очень довольны! Сама система дымоудаление работает очень четко. Во всех квартирных холлах установлены датчики на дым. Они реагируют даже на пыль при установке новой двери. Аппаратура находится в помещении электрощитовой, также датчики выведены в помещение дежурных и подается сигнал в случае экстремальной ситуации. С введением АСКУЭ упростился сбор показаний квартирных водосчетчиков. Теперь система автоматически снимает показания с приборов учета и присылает мне файл на почту с данными, я его проверяю - и отправляю дальше, бухгалтеру для оформления платежных документов. Никаких проблем со снятием показателей, никакой суеты. Точные цифры в нужное время! Это, мне кажется, и есть – цифровое ЖКХ.
Немногие из нас могут назвать качественную электронику, произведенную в России. Как правило, при ответе человек впадает в задумчивость и ничего не может вспомнить. Изредка неуверенно называют счетчики электроэнергии, сомневаясь, могут ли их у нас производить. Между тем у нас производят огромную номенклатуру контрольно-измерительной электроники – современной, конкурентоспособной, инновационной.
На церемонии вручения ежегодной премии "Живая Электроника России" 20 октября 2017 г. "Приз зрительских симпатий" достался НВП "Болид". На наши вопросы отвечает руководитель проекта АСКУЭ "Ресурс" Юрий Стрек:
- Вас можно поздравить с высокой оценкой коллег по цеху, но почему именно за симпатии потребителей отмечена деятельность солидной внедренческой компании "Болид"?
- Наша система охраны "Орион" установлена более чем на миллионе объектов и остается самой распространенной в России. Что касается солидных наград - с этим тоже всё в порядке: за последние 26 лет НВП "Болид" получил более 100 наград на престижных международных выставках: IFSEC, MIPS, Sfitex, KIPS, "Технологии безопасности", БЕЗПЕКА, "HI-TECH BUILDING". Однако номинация "Приз зрительских симпатий" для нашего АСКУЭ "Ресурс" особенно дорога для меня, поскольку заслужить доверие искушенного на технические новинки эксперта или специалиста крупной компании, а также обычного собственника в МКД – это высшая оценка нашей работы.
- Довольно смелое заявление...
- Многоквартирный дом - сложнейший "клиент", и не только потому, что требуется решение Общего собрания. Сложность состоит еще и в том, что для повседневного обслуживания всех коммуникаций дома, а это иногда – десятки километров трубопроводов, сотни узлов и датчиков, - требуется максимальная надежность при невысокой абонентской плате.
- Вы участвуете в выставке HI-TECH BUILDING 2017, одной из самых "навороченных" в отрасли. Там представлены мировые достижения в электронном оснащении "умного дома", и – это далеко не "бюджетные решения". Когда, на Ваш взгляд, подобные технологии станут общедоступными для российского ЖКХ?
- НВП "Болид" старается предложить рынку не только технически продвинутое решение, но экономически обоснованное, так, например, по нашим расчётам при подключении 100 цифровых счётчиков, как правило, к таким счётчикам относятся счётчики электроэнергии, стоимость АСКУЭ на 1 счётчик может составить 200-300 р., а при подключении 100 импульсных счётчиков, в большинстве случаев к таким счётчикам относятся счётчики воды, стоимость АСКУЭ на 1 счётчик может составить 500-600 р., при этом, абонентской платы у нас нет, а саму программу мы ставим на компьютер пользователя, т. е. в УК, ТСЖ, ЖК. Учитывая, что в Москве уже несколько лет устанавливаются только импульсные счётчики воды, то и менять их нет необходимости, наша АСКУЭ "Ресурс" может работать с любыми моделями счётчиков кроме механических, т. е. тех у которых вообще нет никаких интерфейсных выходов.
Также хочется напомнить, что согласно ч. 2 ст. 166 ЖК РФ (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 257-ФЗ) в перечень работ финансируемых за счёт средств фонда капительного ремонта может быть включена установка автоматизированных информационно-измерительных систем учёта потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, а, следовательно, от потребителя не потребуется дополнительных материальных вложение на оснащение дома умными системами. Таким образом, мы с вами можем говорить не о далёком, а о самом ближайшем нашем будущем. Кроме того, у нас есть ряд действующих объектов по всей стране, где наши клиенты уже используют АСКУЭ "Ресурс".
- В описании АСКУЭ "Ресурс" есть довольно неожиданная опция – "ограничение ЖКУ ресурса для должника". Насколько эта опция подкреплена нормативной базой и технологическими решениями?
- Данная опция очень востребована нашими потребителями, т. к. законодатель внес сразу несколько изменений в нормативной базе, а именно: ПП №1498 от 26.12.2016 г. и ПП №624 от 24.05.2017 г. которые сильно упростили процедуру отключения должника за ЖКУ, и расширили перечень потребителей, которым может быть введено такое ограничение. Способ уведомления должника о предстоящем отключении существенно расширен, исчерпывающий перечень способов уведомления указан п/п. "а" п. 119 ПП № 354 от 06.05.2011 г. Согласно п/п. "в" п. 119 ПП №354 от 06.05.2011 г. должника можно отключить от ЖКУ за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения. На практике, отключение электроэнергии гораздо проще и дешевле, т. к. есть счётчики электроэнергии со встроенным реле отключения, стоимость таких счётчиков 2300-2500 р. что не на много дороже обычных цифровых счётчиков электроэнергии внешне они ничем не отличаются от обычных счётчиков. Чтобы перекрыть горячую воду необходимо дополнительно устанавливать краны с электроприводом, стоимость которых около 5 000 р. плюс стоимость работ, и при этом провода такого крана должник может перерезать, в отличие от счётчика электроэнергии, в котором все конструктивные элементы находятся внутри корпуса и без повреждения пломбы к ним подобраться невозможно.
- И последний вопрос: спецпредложение "Болида" для ТСЖ и ЖСК – в чем оно состоит?
- Предъявителю данного номера будет предоставлена скидка на АСКУЭ "Ресурс", а также на счётчики электроэнергии, воды и тепловой энергии.