Автор статьи: Путилин Игорь Павлович
Заместитель генерального директора по маркетингу НВП "Болид"
Системы безопасности, апрель-май 2024
PDF версия (982,94 Кб)
Пожарная автоматика не способна сохранять свою работоспособность без системы технического обслуживания с привлечением квалифицированного персонала, обеспечения документацией и учета особенностей эксплуатации на разных этапах жизненного цикла противопожарных систем.
Система пожарной автоматики (СПА) – достаточно новое и еще не устоявшееся понятие. Его определения нет в тексте 123-ФЗ Технического регламента о требованиях пожарной безопасности. В Своде правил 484.1311500-2021 система пожарной автоматики определяется как «совокупность взаимодействующих систем пожарной сигнализации, передачи извещений о пожаре, оповещения и управления эвакуацией людей, противодымной вентиляции, установок автоматического пожаротушения и иного оборудования автоматической противопожарной защиты, предназначенных для обеспечения пожарной безопасности объекта». А в техническом регламенте Евразийского экономического союза «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения» (ТР ЕАЭС 043/2017) каждая из вышеперечисленных систем имеет статус системы пожарной автоматики. В силу главенства межгосударственного нормативного акта над национальным актом примем последний вариант.
Рассмотрим некоторые важные составляющие обеспечения работоспособности СПА в период эксплуатации – от ввода в эксплуатацию до ее окончания, для систем пожарной сигнализации, оповещения о пожаре и управления эвакуацией, установок пожаротушения.
Вводная часть одного из национальных стандартов, которые будут рассмотрены ниже, содержит постулат: «надлежащая эксплуатация систем пожарной автоматики, систематическая и качественно выполняемая проверка их работоспособности, проведение технического обслуживания позволяют обеспечить необходимую работоспособность противопожарных систем». Однако, подробнее об этой «надлежащей эксплуатации систем пожарной автоматики» нельзя найти ни в №69-ФЗ «О пожарной безопасности», ни в 123-ФЗ. Как оказывается, основным обязательным нормативом в части эксплуатации СПА служат Правила противопожарного режима в РФ (ППР). В них определены «требования пожарной безопасности», обязательность выполнения которых вытекает, в том числе, из ответственности за их нарушение, которая определена в статье 38 №69-ФЗ. В ППР к рассматриваемой теме непосредственно относится статья 54, в емком тексте которой можно выделить ключевые понятия, которые следует рассмотреть более детально:
Перефразировать статью 54 можно так: на каждом объекте требуется обеспечить исправное состояние средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, входящих в СПА, которые должны технически обслуживаться по специальному регламенту, при этом должна иметься и учитываться техническая документация на СПА и технические средства. Отметим интересную особенность: в предыдущей редакции ППР в аналогичной статье вменялась проверка работоспособности противопожарных систем с оформлением акта. В новой редакции речь идет об исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности. Не приведено требование актирования исправности, что на самом деле не упрощает требования, а скорее наоборот: т.е. исправность должна быть постоянной, а ее система контроля фактически непрерывной.
Актуальная терминология
Уточним некоторые понятия из ст.54 ППР в их нормативной трактовке. С учетом того, что статья 46 в 123-ФЗ, в которой давалась классификация средств пожарной автоматики была аннулирована, найти расшифровку понятия «средства обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения» можно только в приложении к ТР ЕАЭС 043/2017:
Технические средства, функционирующие в составе систем пожарной автоматики (систем пожарной сигнализации, систем передачи извещений о пожаре, систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре):
В межгосударственном стандарте ГОСТ 27.002-2015 «Надежность в технике. Термины и определения» показано отличие понятий «исправное состояние» и «работоспособное состояние»:
«Исправное состояние» является более широким понятием, чем «работоспособное состояние», в том числе применительно к системам пожарной автоматики. Их определений следует, что техническое средство СПА (ТС) может быть неисправным, но в то же время быть работоспособным, если: ТС выполняет функции, которые от него требуются в СПА, но в нем в силу технической неисправности не может быть выполнена одна или нескольких других своих функций или параметров, не задействованных в СПА, но указанных в его документации. Дополнительный логический вывод таков: если ТС не работоспособно, то оно всегда при этом неисправно. Таким образом, ППР требуют обеспечения полной исправности ТС, не допуская неисправности даже незадействованных функций.
В межгосударственном стандарте ГОСТ 18322-2016 даны определения техобслуживания, упоминаемого в ППР и системного подхода к обслуживанию и ремонту:
Как видно из определений, именно система ТО и ремонта в полной мере способна обеспечить исправное состояния ТС, требуемое в ППР.
Актуальные стандарты
Документами добровольного применения, непосредственно касающихся вопросов эксплуатации систем пожарной сигнализации, оповещения о пожаре и установок пожаротушения, служат 3 национальных стандарта, в результате выполнения требований которых (на добровольной основе) обеспечивается соблюдение требований 123-ФЗ в соответствии с Приказом Росстандарта от 13.02.2023 N 318:
Актуальная и новая документация
В ГОСТ Р 59636-2021, ГОСТ Р 59638-2021, ГОСТ Р 59639-2021 в разной степени корреляции приведены типы документации, необходимой для надлежащей эксплуатации систем, в том числе по требованиям ППР. Сведем в таблицу 1 виды документации и нормативные документы, в которых эта документация упоминается.
Таблица 1.
№ п/п | Наименование документации | Основание применения |
---|---|---|
1 | Исполнительная (рабочая) документация | ГОСТ Р 59636-2021, ГОСТ Р 59638-2021, ГОСТ Р 59639-2021 |
2 | Договор с обслуживающей организацией на ТО | ГОСТ Р 59636-2021, ГОСТ Р 59638-2021, ГОСТ Р 59639-2021 |
3 | График ТО | ГОСТ Р 59636-2021, ГОСТ Р 59638-2021, ГОСТ Р 59639-2021 |
4 | Регламент ТО | Правила противопожарного режима, ГОСТ Р 59636-2021, ГОСТ Р 59638-2021, ГОСТ Р 59639-2021 |
5 | Журнал учета работ по ТО | ГОСТ Р 59636-2021 |
6 | Журнал эксплуатации | Правила противопожарного режима, ГОСТ Р 59638-2021, ГОСТ Р 59639-2021 |
7 | Инструкции персонала | Правила противопожарного режима, ГОСТ Р 59636-2021 |
8 | Документация по эксплуатации на технические средства | Правила противопожарного режима, ГОСТ Р 59636-2021, ГОСТ Р 59638-2021, ГОСТ Р 59639-2021 |
9 | Инструкция (руководство) по эксплуатации на систему | ГОСТ Р 59638-2021, ГОСТ Р 59639-2021 |
Наряду с общеизвестными типами документации, такими как исполнительная (рабочая) документация, договор на ТО, график ТО, журнал ТО, инструкции персонала и эксплуатационная документация ТС, особо можно выделить:
Инструкция по эксплуатации СПА
На рис.1 показана стадийность формирования документации для эксплуатации СПА. Как видно из рис.1, именно инструкция по эксплуатации на систему является информационным первоисточником для формирования договора на ТО, включающего соответствующие регламент и график, а также источником для составления инструкций персонала.
Рис.1. Стадии формирования документации по эксплуатации СПАПо сути термин «инструкция по эксплуатации» тождественен термину «руководство по эксплуатации», определение которого в ГОСТ 2.601-2013 ЕСКД. Эксплуатационные документы:
Руководство по эксплуатации: документ, содержащий сведения о конструкции, принципе действия, характеристиках (свойствах) изделия, его составных частях и указания, необходимые для правильной и безопасной эксплуатации изделия (использования по назначению, технического обслуживания, текущего ремонта, хранения и транспортирования) и оценок его технического состояния при определении необходимости отправки его в ремонт, а также сведения по утилизации изделия и его составных частей.
В отношении СПА инструкция по эксплуатации может содержать следующую информацию:
Обеспечение работоспособности на всех этапах
Наряду с необходимой документацией, работоспособность СПА и составляющих ее технических средств на разных этапах жизненного цикла систем обеспечивают мероприятия, отраженные в таблице 2:
Таблица 2
№ п/п | Наименование этапа | Мероприятия | Исполнитель |
---|---|---|---|
1 | Фиксация исправности технических средств (ТС) |
Входной контроль Проверка работоспособности при наладке |
Монтажная организация |
2 | Фиксация работоспособности систем |
Индивидуальные и комплексные испытания Акт ввода в эксплуатацию |
Монтажная организация Эксплуатирующая организация (в составе комиссии) |
3 | Текущий контроль исправности ТС |
Осмотр и обслуживание Контроль журнала неисправностей ТС |
Обслуживающая и эксплуатирующая организации в рамках Регламента ТО |
4 | Проверка работоспособности систем | Периодические испытания | Обслуживающая организация в рамках Регламента ТО |
5 | Устранение неисправностей и ложных срабатываний |
Локализация неисправности и устранение Ремонт неисправных ТС |
Обслуживающая организация по договору на ТО и ремонт |
6 | Модернизация систем |
Добавление (удаление) ТС и наладка
с сохранением результатов Согласование работ с заказчиком и проектной организацией |
Обслуживающая организация на договорной основе |
7 | Замена ТС |
Демонтаж, монтаж и наладка ТС Согласование замены с заказчиком и проектной организацией |
Обслуживающая организация на договорной основе |
8 | Эксплуатация ТС сверх срока службы |
Согласование с производителем ТС Ежегодные испытания |
Обслуживающая организация на договорной основе |
Отправной исходной точкой обеспечения исправности ТС служит входной контроль после поставки, а при его отсутствии – проверка работоспособности в ходе пусконаладочных работ. Для системы пожарной автоматики – это индивидуальные и комплексные испытания, завершение которых оформляется комиссионным актом.
После ввода системы в эксплуатацию начинается этап текущего контроля работоспособного состояния СПА и исправности ТС, который в разной степени участия могут обеспечивать как персонал защищаемого объекта, так и персонал обслуживающей организации. Для этого в системе и в ее ТС должны быть определенные органы индикации и мониторинга, как обязательные, требуемые стандартом ГОСТ Р 53325-2012, так и дополнительные. Перспективными вариантами удаленного контроля состояния работоспособности и наличия неисправностей могут быть использование сети Интернет и общедоступных приложений, или систем передачи извещений.
Отсутствие системных сообщений о неисправности не во всех случаях свидетельствуют об их отсутствии в СПА, так как не существуют ТС с 100% самодиагностикой. Некоторые нарушения в работе ТС или системы в целом могут быть выявлены только на стадии их перехода из одного режима работы в другой. В этих целях предусмотрен обязательный регламент технического обслуживания, который реализует на договорной основе обслуживающая организация. В ходе периодических испытаний проверяется работа СПА в автоматическом режиме и при ручном управлении, сохранение работоспособности при переходе на резервное электропитание. Наполнением регламента служат технологические операции по обслуживанию ТС.
Проведение технического обслуживания и испытаний требует систематического контроля со стороны эксплуатирующей организации (заказчика). Типичной ошибкой заказчиков является мнение о том, что вся ответственность за работоспособное состояние СПА лежит на обслуживающей организации. Однако, даже если это так сформулировано в договоре на ТО и ремонт, это полностью не отменяет ответственности со стороны заказчика, что прямо указано в ГОСТ Р 59639-2021, а так же подтверждается судебной практикой.
Регламент устранения неисправностей или замены вышедшего из строя оборудования играет важную роль в сокращении времени частичной или полной неработоспособности СПА. В стандартах для системы пожарной сигнализации и системы оповещения о пожаре определены условия и предельное время на устранение неисправностей, с учетом чего принимаются решения о необходимости наличия ЗИП, постоянного присутствия персонала на объекте и его обучения. В любом случае время на восстановление работоспособности системы может быть оговорено в договоре на ТО и ремонт.
Модернизация систем или внесение изменений в их состав являются процедурами, требующими особого внимания. К сожалению, данный вопрос пока не нашел своего нормативного отражения и путей решения и все отдано на откуп обслуживающей организации и степени ее добросовестности. Дело в том, что любое внесение изменений в систему, сданную в эксплуатацию, как минимум, ставит под сомнение легитимность подписанного Акта о вводе в эксплуатацию и результатах ее испытаний. Фактически, вопрос сводится к тому, какие изменения и в каком объеме допустимы без повторных испытаний с актированием. Логично было бы предположить, что это допустимо, если не вносится изменений в алгоритм работы системы, но такое заключение очевидно требует подтверждения у проектной организации и согласования с заказчиком. В любом случае внесение изменений относится к категории пуско-наладочных работ, поэтому требует последующих проверок с сохранением и передачей заказчику результатов пуско-наладки в виде обновленных файлов программирования приборов. Именно об этих результатах говорится в статье 54 ППР РФ как «результаты пуско-наладочных испытаний».
Замена ТС, в том числе по истечению срока эксплуатации, требует согласования с заказчиком и проектной организацией – в соответствии со стандартами на СПС и СОУЭ. Порядок эксплуатации ТС сверх срока службы указан в Приказе от 28 апреля 2023 г. N 408, в котором разъясняется выполнение требований статьи 54 ППР в этой части. Для эксплуатации сверх срока службы следует ежегодно проводить испытания, как это указано в ГОСТ Р 59636-2021, ГОСТ Р 59638-2021, ГОСТ Р 59639-2021. По мнению компании «Болид» как производителя ТС СПА, при принятии решения о продлении срока службы следует учитывать старение элементов, увеличение потока отказов и соответственно количества ремонтов.
Таким образом, очевидно, что поддержание работоспособности систем пожарной автоматики является сложным системным процессом, в основе которого должны лежать наличие комплекса необходимой документации, регламента технического обслуживания, квалифицированного персонала обслуживающей организации и контроля со стороны ответственных сотрудников объекта защиты.